КОНФЛИКТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

КОНФЛИКТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)


Теперь рассмотрим это определение.
Начнём с того, что раскроем некоторые его положения. Что значит «особый спо-соб»? Само это слово предполагает наличие разных способов и конфликт лишь один из них. Действительно. Учитывая, что собственное достоинство – ценность, нельзя оставлять её (эту ценность) без защиты. Это рассуждение становится очень важным для тех читателей, которые из страха потерять защитные механизмы представленной ценности, никоим образом не захотят отказываться от привычной формы поведения. Многим из нас необходима глубокая убеждённость в том, что прекратив конфликтовать, мы не потеряем свою ценность. Так вот. У нас у людей есть ещё один способ защиты собственного достоинства и это не конфликт. Второй способ интересен тем, что к данной ценности он непосредственно отношения не имеет. И в то же время служит великолепной её защитой. Мы уже говорили в других частях этой работы, что человек обладает тремя ценностями самого себя. Первая из них наиболее ранняя, сформировалась с детства. Это названное  уже  «собственное достоинство», та ценность, которую человек осознаёт, а значит и открывает первой в своей истории. Именно поэтому мы к ней так привязаны и безмерно любим. С детства нас приучали заботиться о ней. Чему мы научились основательно. Однако, парадоксально то, что чем больше мы заботимся о собственном достоинстве, тем быстрее мы его теряем. Конфликтное поведение тому подтверждение. Однако в нашей истории несколько позже появляется вторая ценность, которую мы способны не только осознать, но и активно использовать дл улучшения качества своей жизни. Да, это «личное достоинство». Или достоинство нашего дела. Именно заботясь о личном достоинстве, совершая действия, адекватные выбранному нами делу (воспитание детей, построение семьи, обучение, участвуя в жизни социума и т.д.) мы защищаем собственное достоинство, не защищая его. Если мы вынуждены заботится о чём то, то нам стоит переместить наше внимание с собственного достоинства на личное. О «личном достоинстве» более подробно было написано выше. Нам же необходимо не только осознать разницу между этими двумя ценностями, но и безболезненно, смещая внимание, принять основную идею мастера. Для облегчения этого процесса, приведу притчу. Не забывайте, что это всего лишь притча, а не исторический опус.
Самурай и чайханщик
Рассказывали в древности, на Востоке, существовал закон по которому, если саму-рай заходил в чайхану, то для него всегда должно было быть свободное место для отдыха. В случае, когда такого места не оказывалось, то самурай должен был своим мечом отру-бить голову чайханщику.
Однажды в чайхану зашел самурай и увидел, что свободных мест нет. Гости чайха-ны с ужасом смотрели на него, понимая, что пришел конец любимому ими чайханщику, который  вышел навстречу самураю. Чайханщик поклонился и сказал:
- Я понял, что пришла моя смерть. Я с уважением отношусь к законам древних. И при-нимаю свою судьбу с покорностью. – С этими словами он склонил голову перед са-мураем.
Однако самурай оказался продвинутым и поэтому он сказал.
- Искусство моего меча настолько совершенно, что я не хотел бы уронить его про-стым отрубанием чьей-то головы. Я не палач. Приходи завтра ранним утром на берег реки и выбери любое оружие. Там мы проведем поединок, и я с честью смогу исполнить свой долг.
Наутро, самурай стоял у высокой сосны, что на берегу реки и ждал чайханщика. С гор спускалась дорога, по которой маленький ослик тащил повозку. Повозка поравнялась с саму-раем, и из неё вылез старенький чайханщик. Он подошел к самураю, поклонился ему и ска-зал.
- Я не принес никакого оружия, ибо я почитаю обычаи древних. Я согласился с то-бой на эту встречу здесь, дабы в стороне от людских глаз ты смог бы выполнить свой долг не осквернив при этом искусства своего меча. Я отдаю тебе свою голову. И позволь мне, перед своей смертью, напоить тебя чаем, так как твой путь долог и почетен, а мне хотелось бы про-явить уважение к тому делу, которым ты занимаешься.
- Хорошо, - сказал самурай.
Чайханщик вытащил из повозки старый ковер и расстелил его на траве. Он достал дрова и развел костер. Вскоре на огне в котелке закипела вода. Чайханщик достал древ-нюю пиалу, весьма искусной работы и заговорил с ней.
- Сегодня тебе предстоит угостить чаем самого дорогого нашего гостя и позволь мне приготовить тебя к этому.
Он достал из повозки много коробочек, в которых была разная трава. Он заварил одну из них и, омывая ею пиалу, сказал.
- Этим отваром я очищу тебя от скверны.
Затем достал другую траву и, омывая её отваром пиалу, сказал.
- Этим отваром я дам тебе силу для нашего гостя.
Продолжая так, чайханщик наделил пиалу здоровьем, красотой, выносливостью и т.д.
  И наконец, в какой-то момент в руках у чайханщика оказалась пиала с чаем. Чай-хан-щик протянул её самураю.
Самурай внимательно следил за всем, что делал чайханщик. И когда в его руках оказалась пиала, он сказал.
- Я не могу тебя убить, потому что ты мастер. А мастер мастера не убивает.
С этими словами он выпил чай, повернулся и пошел своей дорогой.
А старый чайханщик вернулся в свою чайхану.
Притча объясняет, как дело, которым занят человек, не только спасает его жизнь, но и сохраняет его образ себя.
Следующий элемент определения это прилагательное «особый». В чём особенность конфликта как способа защиты? Для ответа на этот вопрос, рассмотрим самый распространённый пример. Когда один из участников заметил, что другой – издевается над ним. В таком взаимодействии, воспринимая реакцию своего собеседника, как оскорбление, вынужден принимать меры по поднятию своего образа. Подчёркиваем, что ВЫНУЖДЕН. Это связано с величиной ценности, которую он защищает. Чем выше ценность, тем больше забота. В этом описании слово «вынужден» нужно воспринимать как неизбежность. Человек не может поступить иначе. Не может, значит НЕ МОЖЕТ. Это как закон, который мы люди нарушить не можем! Падая с высоты 50 метров, мы не имеем шансов остаться живыми. Может быть, мы и хотели бы, но не можем!
Как только один из участников, обнаружил не уважение к себе, почувствовав оскорбление или унижение со стороны оппонента, он начинает работу по восстановлению разрушенного образа. Такая работа автоматически предполагает  подъём над образом второго участника. И этот подъём должен быть выше, чтобы возвысится на обидчиком. Тогда второй участник начинает чувствовать себя ниже, что возбуждает у него необходимость защиты. Так процесс замыкается на самом себе. Каждый участник фактически вынужден защищаться, после реакции защиты. Если один оправдался, то второй унизился. Второй пытаясь оправдываться вынуждает первого чувствовать себя униженным. Конфликт сам себя возбуждает, не давая участникам выйти из порочного круга. Ниже, когда мы будем разбирать тему когнфликтогенов, нам станет более понятен этот механизм. Сейчас важно выделить «особенность» конфликтного взаимодействия, которая заключается в следующем: «Никто ни на кого не нападает, но каждый защищается».
Наконец, разберём ещё один, очень важный элемент определения конфликта, а именно «ЗАЩИТУ». Почему нам приходится обращаться к этому анализу? Как мы заметили, именно защита собственного достоинства одним участником, порождает ту же защиту другим участником. Тогда рассмотрим основные виды защит и их особенности.
Для разбора этого элемента постараемся выделить основной узел, без которого сам смысл защиты исчезает. Понятно, что защита не возникает сама по себе. Чтобы она возникла, необходимо условие. Этим условием является УГРОЗА. Значит и защита, это в первую очередь реакция на угрозу. Восприятие ситуации как угрозы, неизбежно формирует защиту! Значит, то, что человек защищается, видя или предвидя угрозу, это не только правильно, но и неизбежно. При этом, требовать от человека другого поведения, кроме защиты – бессмысленно. Если человек защищается, значит, он видит угрозу. Как же мы люди защищаемся? Есть три варианта взаимодействия с угрозой, всё остальное лишь вариации этих вариантов. И то, что психологи (Фрейд) описывают как формы защиты – ни что иное, как переплетение основных вариантов. Давайте, в конце концов, свяжем между собой предмет и действие. Пуганая ворона, куста боится. Поэтому, если нет угрозы, не формируется защита. С другой стороны, если существует угроза, значит, формируется защита. Тогда рассмотрим защиту в отношении к угрозе.

Территория наших тренингов
загрузка карты...